paleshin (paleshin) wrote,
paleshin
paleshin

Categories:

Проект музея космонавтики, 1961 год

В XIX веке существовала в целом единая типология музейной архитектуры. В XX веке представления о ней, ввиду различных обстоятельств, в том числе и ввиду увеличения общественных функция музея, сильно изменились, что расширило проблематику музейной архитектуры. По сути, единый тип музейного здания исчезает, и при разработке каждого нового проекта, была необходимость создавать самостоятельный, уникальный, оригинальный проект. Споры о том, какой должна быть архитектура музея, определили разнообразные решения этого вопроса, из которых можно выделить два основных, которые представляют собой два абсолютно противоположных подхода, существующих до сих пор: первый -  архитектура музея должна соответствовать тематике музея, его экспозиции, являть собой некий соотносящийся с ней образ; второй -  она должна быть максимально нейтральной, чтобы не стать доминирующий по отношению к экспозиции.






Проблемой музейной архитектуры занимались ведущие мировые архитекторы, в том числе Ле Корбюзье, Мис Ван дер Роэ, Франк Ллойд Райт и другие. Некие новые тенденции в музейной архитектуре наметились в 50-60-ых годах.

Надо отметить, что и в советской архитектуре шли параллельные процессы, и проблемы музейной архитектуры в XX веке также имели важное значение для советских мастеров.

И в качестве примера мне хочется рассказать об одном проекте моего деда, архитектора С.И.Белова.

В 1961 году был объявлен конкурс на проект Музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в Калуге (победителем конкурса стал архитектор Б.Бархин, по проекту которого и был построен музей (1963-1967). О проекте см.: Современная архитектура, 1970. Вып.1. (перевод с французского “Larchitecture daujourdhui”  - “Architecture sovietique”). C.27-31).

Этот музей должен был стать крупнейшим культурно-просветительским учреждением, а также научно-методическим центром по координации деятельности музеев СССР космического профиля. Экспозиция музея раскрывает историю авиации, ракетно-космической техники, включает в себя образцы и макеты космической техники. В ней также обширно представлено научное наследие Циолковского и других выдающихся ученых, занимавшихся космонавтикой.

Проект, разработанный моим дедом в духе леонидовской архитектуры в память о великом архитекторе, учитывал все функциональные требования и при этом предлагал выразительный архитектурный образ. Этот проект – яркий пример того подхода к музейной архитектуре, согласно которому она должна соответствовать тематике экспозиции: в самих архитектурных формах, вызывающих в сознании ассоциативный ряд с образами космонавтики, выражена тематика музея, его идея.



Согласно конкурсу, строительство музея предполагалось на берегу р.Яченки, вблизи ее впадания в Оку. Участок, выделенный для музея, является частью парка, где похоронен К.Э.Циолковский. 

Архитектор разработал выразительную объемно-пространственную композицию, состоящую из трех объемов, примыкающих друг к другу: основного блока с Г-образным планом, шарообразного объема планетария и конусообразного объема главного экспозиционного зала. Сочетание лаконичных, но разных по форме объемов, построенное на взаимодействии горизонталей и вертикалей, с доминированием вертикального направления движения, символизирующего устремленность ввысь, создает необычайно богатый пластический, почти скульптурный образ, который должен был выразительно возвышаться на фоне окружающей природы. Форма каждого объема технически и функционально оправдана.

Для планетария, который является также аудиторией для различных конференций и других мероприятий, выбрана форма шара. Это наиболее удобно для планетария, к тому же такая форма позволила организовать трибуны по принципу амфитеатра. Интересно решена архитектором проблема опор: объем не оторван от земли, как это было, например, в проекте Института библиотековедения им. Ленина Леонидова, главная опора укреплена в фундаменте, поэтому не было необходимости создавать для нее специальную шарнирную конструкцию, а боковые растяжения шара принимают на себя своеобразные примыкающие к нему контрфорсы, которые обогащают  композицию музея дополнительными вертикалями.

Г-образный в плане основной блок, соединяющий планетарий и объем главного зала, представляет собой основную горизонталь композиции. Он двухэтажный, но по центральной оси плана, а также в конце одного из крыльев первый этаж отсутствует, и на этих местах стоят опоры, несущие второй этаж, образуя тем самым своего рода две галереи, открытые в окружающее пространство и благодаря этому обеспечивающие гармоничное взаимопроникновение здания и среды. На втором этаже этого блока, который сообщается с планетарием и главным экспозиционным залом, расположены основные помещения: залы экспозиции, книгохранилище, читальные залы, фойе, административные помещения, буфет, дополнительные аудитории. На первом этаже расположены вестибюли, гардеробы, санузлы, различные хозяйственные помещения.

Объем главного экспозиционного зала имеет конусообразную форму с криволинейными очертаниями, что обусловлено самой экспозицией. Большой, круглый в плане, этот зал предназначен для экспозиции ракетно-космической техники, с центральным экспонатом – ракетой-носителем “Восток”. Устремленная ввысь конусообразная форма объема соотносится с формой ракеты.





Tags: С.И.Белов, архитектура, дед, советская архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments